Завантаження. Почекайте будьласка...

Євреї в історії Ладижина

Ладыжин (укр. Ладижин, иначе Ладыжино) — городок в Тростянецком районе Винницкой области, до 1923 г. — местечко Гайсинского уезда Подольской губернии.

Ладыжин расположен на р. Южный Буг при впадении в неё речки Сельницы, на шоссейной дороге между Гайсиным и Тростянцом, в 20 км от каждого из них и в 6 км от железнодорожной станции Ладыжин.

Первые упоминания о Ладыжине в исторических документах относятся к XIV в. Город располагался на треугольном мысу при слиянии двух рек, в те времена со стороны суши он был защищён рвом с водой и окружён оборонительными сооружениями. В город вели двое ворот с надвратными башнями — Брацлавская и Бершадская брамы.

Согласно тарифу подымной подати Брацлавского воеводства, в 1629 г. Ладыжин был среди наиболее крупных городских поселений этого края: в городе и окружающих его сёлах насчитывалось 1294 дома.

Евреи поселились в этом городе, вероятнее всего, в начале XVII столетия. Первое упоминание еврейской общины Ладыжина встречается в респонсах львовского раввина Авраама Коэна Раппопорта в 1640 г. в связи со сбором пожертвований в пользу бедных евреев.

Во время хмельнитчины город оказался в центре района действий повстанческих казацких отрядов. «В 1648 г. один из казацких загонов под начальством полковника Ганжи овладел Ладыжиным. После разных неистовств над шляхтою казаки собрали всех евреев, связали их и, сложив на лугу, предложили им принять христианство. Когда же евреи отказались от этого, то были перерезаны все до одного».

Автор мартиролога уничтоженных в хмельнитчину еврейских общин «Тит Ьаявен» («Непролазная грязь») р. Шмуель-Файвиш упоминает город Латишн, возможно, имея в виду Ладыжин. Автор сообщает, что в городе было триста домохозяев-евреев, и все они были взяты в плен.

После заключения в 1649 г. Зборовского мирного договора Ладыжин стал сотенным городом Уманского казацкого полка. В начале июня 1652 г. недалеко от города, у местечка Батог, произошло одно из самых кровопролитных сражений польско-казацкой войны, в котором поляки потерпели сокрушительное поражение. Все годы войны город фактически оставался под казацким (гетманским) управлением, даже в те периоды, когда формально всем краем владело польское государство.

В 1674 г. турецкая армия после многодневной осады захватила Ладыжин, который обороняло пяти­тысячное казацкое войско, состоявшее на службе у русского царя. Турки увели в плен жителей, а город и крепость разрушили и сожгли. В течение последних десятилетий XVII в. на месте некогда цветущего города оставались лишь руины.

Карловицкий мир 1699 г., по которому Подолия и Брацлавщина были возвращены Польше, положил конец остаткам казацкого самоуправления на территории Брацлавщины. Это послужило одной из причин новой волны повстанческого движения казаков, среди предводителей которого был полковник Абазин. В 1703 г. Ладыжин, где он укрывался, осадила польская армия, казаки были разбиты, а Абазин схвачен и казнён.

Ладыжин стал восстанавливаться из руин в начале XVIII в. с возвращением в край шляхты, перво­очередной заботой которой стало освоение и заселение опустевших земель. По-видимому, в этот период и образовалось рядом с городом, на правом берегу речки Сельницы городское предместье Слобода Ла­дыжинская, жители которой — новые поселенцы — освобождались на некоторое время от всех повин­ностей.

Евреи, поселившиеся в городе в начале XVIII в., в документах упоминаются впервые в 1738 г., когда Правобережную Украину захлестнула первая волна гайдамацкого движения.

Согласно официальным данным еврейской переписи в Ладыжине в 1765 г. проживало 287 евреев, ко­торые владели 67 домами. К Ладыжинской общине были приписаны также евреи трёх соседних сёл, в общей сложности в ней состояли 303 еврея. Данные переписи подтвердил ладыжинский раввин р. Меер Мисунович. Последняя польская перепись 1791 г. насчитала в Ладыжине 641 еврея.

В XVIII в. местечко Ладыжин принадлежало магнатам Потоцким. В начале XIX в. граф Северин Потоцкий построил здесь несколько мануфактур, где работали крепостные крестьяне и вольнонаёмные рабочие: в 1823 г. здесь были три суконные и полотняная фабрики. Привилегией польского короля Станислава Августа, данной 30 ноября 1790 г. владельцу местечка, в Ладыжине учреждались две четырёхнедельные ярмарки — весенняя и осенняя, а также базары еженедельно по вторникам. В реализации хозяйственных инициатив магнатов Потоцких евреи принимали самое деятельное участие: ссужали панов деньгами, арендовали у них имения, мельницы, винные откупы и прочие доходы. Отношения евреев с владельцами не всегда были безоблачными: 20 лет (с 1791 по 1811 гг.) длилось судебное разбирательство по делу, возбуждённому Северином Потоцким против его должников 3. Сапсови-ча, Я. Меджибожского и А. Эйзиковича16.

В результате второго раздела Речи Посполитой в 1793 г. Ладыжин стал местечком Подольской губернии Российской империи. В 1820-х гг. местечко перешло в собственность шляхетского семейства Собанских, а в 1832 г. было конфисковано у него в российскую казну за участие владельца в польском восстании 1830 г.

Ладыжину вместе с вошедшими в его состав сёлами Струтов и Слобода Ладыжинская был присвоен статус военного поселения, в местечке устроили школу кантонистов. Часть жителей перевели в другое военное поселение Секретарку. Военное начальство разрешило евреям Ладыжина брать в наём рабочих-евреев в округах военных поселений Киевской и Подольской губерний, но «не из мест гражданского ведомства». В 1852 г. в местечке было 49 евреев-ремесленников, продававших продукции в совокупности на 1835 рублей в год.

Ладыжин на карте Подольской губернии, 1840-е гг.

В 1866 г. Ладыжин был передан в управление гражданских властей.

В период реформ 1860-х гг. в местечке открылись кожевенные, винокуренные, цементные, черепич­ные заводы, число суконных фабрик выросло до семи, здесь имелись мельницы, постоялые дворы и множество магазинов и лавок. Многие из этих предприятий, промыслов и ремесленных мастерских принадлежали евреям на правах собственности или аренды. Сохранились имена крупных Ладыжинских арендаторов: семейства Зильберштейнов и Эрлихсонов.

В начале XX в. в Ладыжине насчитывалось 1042 дома и проживало в общей сложности 7 762 жи­теля; евреи составляли половину населения этого торгово-промышленного местечка. Еврейская об­щина Ладыжина содержала синагогу и три молитвенных дома, ре монт которых в 1902 г. был произведён на средства из коробочного сбора.

Община заботилась о благоустройстве кладбищ — старого и нового, открытого в конце XIX в., а также содержала собственную больницу. Ладыжинское двухклассное училище финансировалось из сумм коробочного сбора, среди учеников его ремесленного отделения были и еврейские дети, обучавшиеся столярному, токарному, слесарному и кузнечному делу. Евреям принадлежали аптека, четыре аптечных магазина, большая часть (около пятидесяти) прочих магазинов и лавок, гостиница и семь лесных складов. А. Альтман, купец, был хозяином винокуренного завода, М. Рейдель, М. Штерин и А. Цвейтель арендовали водяную мельницу. В 1913 г. из 543 членов Ладыжинского ссудо-сберегательного товарищества (председатель Иосиф Лошак) 511 были евреи.

Народные волнения 1905 — 1907 гг. отозвались в Ладыжине бурными митингами и собраниями (1905), а также погромом с грабежом еврейских домов и лавок (октябрь 1905 года).

В мае 1907 г. портные и сапожники, в основном — евреи, провели забастовку, добиваясь улучшения условий труда.

Во время Гражданской войны Ладыжин неоднократно грабили различные банды, а также солдаты ре­гулярных частей Директории и армии генерала Деникина.

В марте 1920 г. в Ладыжине был открыт приют для еврейских сирот, жертв погромов.

В 1922 г. в городе насчитывалось 1213 домов и проживало всего 4613 человек; среди них числилось 225 кустарей, в большинстве своём евреи. С началом НЭПа в местечке было открыто 156 торговых, про­мышленных и ремесленных предприятий, большая их часть принадлежала евреям. В 1924 г. общее число жителей Ладыжина составляло 4599 человек, среди них евреев — 2807, в том числе старше 23 лет — 1546 человек. Наёмных рабочих среди них было 128, служащих — 82. Помимо евреев и украинцев в местечке проживало также 87 поляков, трое «галичан», пять сербов, один немец и один чех. С 1930 по 1940гг. в Ладыжине работал еврейский колхоз.

В 1939 г. здесь проживало 720 евреев (13%) населения.

26 июля 1941 г. Ладыжин был занят немецкими войсками. 13 сентября 1941 г. эсэсовцы расстреляли ря­дом с селом Басалычовка большинство евреев Ладыжина.

В окрестностях Ладыжина действовал партизанский отряд, среди бойцов были и его жители. В июле 1943г. партизаны уничтожили карательный отряд СС вместе с комендантом местечка. 13 марта 1944 г. Ладыжин был освобождён частями Красной Армии.

В послевоенные десятилетия в Ладыжине проживало лишь несколько еврейских семей. В 1998 г. здесь оставалось 8 стариков, состоявших под опекой еврейской общины Винницы.
Архитектура

Историческая часть бывшего местечка полностью перестроена, в новой части города в 1968 — 71 гг. была возведена Ладыжинская ГРЭС и жилые кварталы для строителей и работников электростанции.

К еврейскому кладбищу можно пройти по грунтовой дороге, идущей направо к реке от шоссе, проложенного к ГРЭС. Кладбище пло­щадью около 5 тысяч квадратных метров располагается на берегу реки. Частично сохранилась его старая металлическая ограда, некоторые уцелевшие надгробия лежат на земле. Самые ранние из памятников относятся к 1860-м гг., позднейшие — к 1970-м гг.

На краю кладбища под деревьями — братская могила. На бетонной площадке обелиск с надписью: «Здесь покоятся останки еврейских мучеников, погибших от рук немецко-фашистских извергов. Ладыжин, 13 сентября 1941 г. Вечная им память».

Оригінал статті тут: http://jukraine.org/vinnickaya-oblast/ladijin/
23 лютий 2013 | | Автор:Arhip | Переглядів: 1754 Коментарів: 0

Додати коментар

Ви зайшли на сайт як незареєстрований.
Ви можете зареєструватись або увійтипід своїм им'ям.
Також Ви можете увійти через одну із соціальних мереж - Увійти через соцюмережі
Оголошено місячник  добровільної здачі зброї Оголошено місячник добровільної здачі зброї По факту розтрати міжнародної допомоги  в Ладижині відкрито кримінальне провадження По факту розтрати міжнародної допомоги в Ладижині відкрито кримінальне провадження Ладижин потопає у хащах амброзії Ладижин потопає у хащах амброзії В центрі Ладижина  зявилось «джерело»   невідомого походження В центрі Ладижина зявилось «джерело» невідомого походження 	В  Ладижині розгортається  нова медіа-війна навколо комунального радіо В Ладижині розгортається нова медіа-війна навколо комунального радіо Екологи запустили новий еко-проект Екологи запустили новий еко-проект "Екологічна карта Ладижина" Ладижинське водосховище зазнало екологічного впливу Ладижинське водосховище зазнало екологічного впливу   В Ладижині відбувся  перший регіональний екологічний форум «Суспільство ЗА чисте виробництво» В Ладижині відбувся перший регіональний екологічний форум «Суспільство ЗА чисте виробництво» В Ладижині відбувся творчий вечір молодої  поетеси Марійки Брушницької В Ладижині відбувся творчий вечір молодої поетеси Марійки Брушницької   І знову про Четвертинівку.  Конфлікт навколо  передачі майна триває. І знову про Четвертинівку. Конфлікт навколо передачі майна триває. Громадськість запустила новий проект: «Поділля:  ойкумена-інкогнита.  В пошуках минулого». Громадськість запустила новий проект: «Поділля: ойкумена-інкогнита. В пошуках минулого».  Ладижинська громадська рада запустила власний  сайт Ладижинська громадська рада запустила власний сайт Екологи: В Ладижинських хуторах розпахали   під буряки скіфські кургани Екологи: В Ладижинських хуторах розпахали під буряки скіфські кургани 33 канал: Проти екс-працівника колонії сфабрикували справу із наркотиками? 33 канал: Проти екс-працівника колонії сфабрикували справу із наркотиками?

Логін
Пароль